Onlyfashionsport.ru

Спорт и питание
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как написать любовный роман

Как написать Гениальный Любовный Роман

Любовный роман ненавидят феминистки, его презирают критики. Но у него есть очевидные плюсы:

а) его читали, читают и будут читать сотни миллионов;

б) его просто написать;

в) вы это можете.

— Ready? Sure? (Готовы? Точно? — амер.)

Садитесь к компьютеру и следуйте инструкциям.

1. Псевдоним

Если у вас в паспорте написано «Нина Пончикова», надо брать псевдоним. Во всех остальных случаях — тоже. Смело запускайте новый бренд — их уже столько, что никто ничего не заподозрит. Но помните: псевдоним должен кружить голову, как улыбка королевы. Пусть он напомнит об искусстве, истории, лучшем мире: Моника Делакруа, Афродита Ренессанс, Наташа Сан-Суси, Нонна Барселона, Марина Сан-Марино, Роза Люксембург. Мифология приветствуется. Бренды дворянских родов, великих писателей и композиторов точно заняты.

2. Сведения об авторе

Одного псевдонима мало, нужен запоминающийся образ. Сведения об авторе можно подавать в двух вариантах — душевном и деловом. Душевный вариант: «Эспераль Сатори родилась в ночь под Рождество в диких лесах Вирджинии и сразу оказалась сиротой. Окончила Беркли с дипломом кактусовода, но решила посвятить себя людям. Опубликовала 119 романов. Обожает запах настурций, путешествия, своих героев и всех вас. Превосходно готовит лазанью. Живет на своем ранчо на острове Барбадос. Стать отшельницей ей не позволяет присутствие рядом ста пятнадцати обожаемых существ, в том числе мужа, четырех детей и сорока восьми попугаев». Прилагается фотография автора с тремя ручными коалами. Новейший деловой вариант: «Сюзанна Бич родилась в г. Биг-Эсс, штат Вирджиния. Училась на кактусовода. В 1998 осуществила первый книжный проект, с 1999 — на райтерской работе. В 2001 покинула рынок коротких любовных повестей, в том же году влилась в мейнстрим романтической литературы. Продала 119 романов в количестве 132 000 000 копий» (пересчитайте нули, их должно быть шесть). Проверьте, чтобы имя в сведениях об авторе совпадало с именем на обложке.

3. Название

(Состоит из существительного и определения.)

Ангел: серебряный, персональный, непокорный, заблудший, порочный, падший, для Эмили.

В объятиях: заката, навсегда твоих, принца, викинга, пирата.

Звезда: полночная, дикая, нефритовая.

Невеста: строптивая, заморская, сорванец, соперница, обманщица, наследница, заложница, крупного калибра, случайная, возвращенная, почти.

Негодяй: сладкий, возлюбленный, желанный, неповторимый, неотразимый, мой.

Любовь: в огне, в облаках, в отеле «Ритц», среди руин, на плахе, на краешке луны, в эфире, и вечность, и колдовство, и гром, и ветер, и месть, и Люсия, и поцелуи, и страдания принцессы Марицы, контрабандиста, флибустьера, пирата, викинга, бархатная, безрассудная, сильнее дьявола, по заказу, во спасение, on-line, лучше шоколада, всегда выигрывает, побеждает все.

Сердце: пылающее, недоверчивое, железное, не камень, открой свое, только знает.

Пленница: прекрасная, золотая, ястреба, викинга, шейха. (Примечание. Если «Узник», то только страсти. Узники Азкабана в другом отделе.)

Прилагательного «другой» в названии надо избегать. Это слово котируется только на рынке альтернативных ориентаций. Думайте, для кого пишете.

4. Имена

Имя героини должно намекать на ее божественное (королевское, инопланетное) происхождение. Оптимальные имена: Анжелика, Анджелина, Анхелика, Ангела, Анжела, Энджел. Бьют в десятку имена с «э» оборотным — Ариэль, Адэль, Бэлль, Клэр, Клэрабэлль. Имя должно значить что-нибудь светлое и прекрасное (загляните в словарь). Имя героя — короткое и энергичное, как лай бульдога: Рольф. Титулы принцев образуются от любого сочетания букв с прибавлением «-ширский» или «-минстерский». В именах шейхов обязательно должны быть два «аль» и три «абу».

5. Внешность

Обязательные атрибуты героини: копна блестящих роскошных волос, матовая гладь (sic!) кожи, правильный овал лица, шелковистые бедра. Внешность героя: думайте об экранизации. Лучше всего так: «Худое, продолговатое лицо, которое отлично смотрится перед телекамерой в любом ракурсе». Но в Самых Главных сценах надо давать крупный план: «Притягивающая взгляд золотистая поросль вьющихся волос на груди сужалась к талии и становилась гуще в паху». Особое значение имеют глаза. Ее глаза: изумрудные, огромные, кошачьи, горящие. Его глаза: только голубые. Ее глаза нужны для красоты: «Огромные, гневно сверкающие изумруды чистой воды». Его глаза нужны, чтобы смотреть на нее: «Голубые глаза уставились на ее груди» (менеджер среднего звена); «Ледяные голубые глаза шарили по ее телу с головы до ног» (викинг).

6. Сюжет

Это проще всего. Есть две пары ролей: а) Золушка — Принцесса; б) Чудовище — Принц. По ходу действия золушка становится то принцессой, то снова золушкой — туда и обратно, туда и обратно, много раз. Чудовище превращается в принца только один раз — когда влюбляется в героиню. Принцессу обижают злыдни (родственники, шантажисты, разбойники, конкуренты — слепите их по контрасту с главными героями) и стихии (буря, наводнение). Направление движения сюжета: победить врагов, преодолеть препятствия и повысить героине качество жизни. Промежуточные пункты: пять спасений (два из воды, два от бешеных животных, одно от насильника), три обморока, десять описаний невероятной красоты антуража (побольше замков!), двадцать восемь переодеваний, одно преображение Чудовища. Конечный пункт — Принцесса и Принц совершают Самое Главное В Жизни.

7. Самое Главное

Кульминацией и смыслом проекта являются слова «вошел в нее». По количеству «вошел в нее» роману присваиваются звездочки. В однозвездочном романе «вошел в нее» располагается ровно посередине текста (а также, разумеется, в финале — это не считается звездочкой), в двухзвездочном — после каждой трети и т. д. Роман — не отель и не коньяк, звезд может быть, как в Голливуде. Но между звездами должно быть не меньше трех страниц передышки. Правильное описание самого главного: «„Соединись со мной, моя любовь, — произнес он прерывающимся голосом, прижавшись губами к ее роскошным волосам, — ты мое спасение и мои небеса“. — Обняв Анджелину, он снова вошел в нее» (менеджер среднего звена). «Молнией вошел в нее глубоко огонь его тела» (викинг).

8. Стиль

Стиль состоит из прилагательных, существительных и глаголов. Прилагательные: таинственный, сильный, долгожданный, единственный, терпкий, горячий, обжигающий, неистовый, сладостный, грешный. Существительные: цветок, аромат, невинность, принц, поцелуй, страсть, экстаз, ураган; волосы, губы, бедра, лоно, гладь, плоть, грудь. Глаголы: убегать, находить, встретиться, прильнуть, обнимать, таять, жаждать, покусывать, входить. Натурализм запрещен, эвфемизм приветствуется. Эвфемизмом называется следующее: «Бутон ее невинности расцвел и жаждал принять в себя его плоть». В мягких вариантах Самое Главное заменяется словами «прильнул к груди» (серия «Грезы»), «обнимая его за шею» (серия «Для девочек») и, наконец, словами «губы их встретились» (Барбара Картленд).

9. Деталь

Деталь должна быть выразительна и однозначна. Самые яркие вы найдете в любовных романах на политической подкладке: «Неужели ты готов пожертвовать тысячами голосов избирателей ради нескольких часов. — Она жестом указала на валявшиеся на столике трусы». Кроме того, есть детали, указывающие на происхождение и воспитание героев. Изображая светскую жизнь, помните, что у лордов всегда есть носовые платки, — используйте их почаще.

10. Сентенции

Короткие, связанные с действием. Должны начинаться со слова «любой»: «Любой маленький зверек, даже самый слабый, когда ему некуда бежать, готов наброситься на хищника»; «В любой семье, где оба супруга заняты карьерой, проблемы неизбежны». Частота — одна сентенция на три страницы.

11. Финал

Роман заканчивается Самым Главным, но при этом финал должен соответствовать названию: «Потерпи, Райли, я собираюсь еще некоторое время подержать тебя в постели, — промурлыкала Брин, устраиваясь на нем поудобнее. — Я давно убедилась, что утро — твое лучшее время» («Поцелуй на рассвете»).

Следуйте этим правилам, проявите упорство и трудолюбие — и жизнь ваша станет сказкой, как у Барбары Картленд. Вы будете издавать 20 романов в год, жить в замке, ездить с белым мопсом на белом роллс-ройсе, а к 90 годам станете двоюродной тещей принца Уэльского. Но даже если принц обманет и не появится, даже если вас вообще не напечатают, то не расстраивайтесь: в любом случае на вашу страницу в ЖЖ придет отзыв от читательницы Незабудки: СИМПОТИЧНО.

Как писать любовные романы!

Не мое! Баян! Но до чего ж хорошо!

Хотите написать шедевр, полный любви и приключений? Нет ничего проще! Не нужно изобретать велосипед или лишний раз напрягаться. Великий коллективный разум давно все решил за вас. Просто прислушайтесь к нему. Не слышите? Тогда специально для вас ниже прилагается расшифровка по пунктам. Дерзайте, автор!

1. Начало романа

Тут даже и думать нечего. Новые события начинаются с чего? Правильно, с нового дня. Следовательно, ваша героиня должна проснуться. Подробно в деталях открыть глаза, поразглядывать потолок, порассуждать о жизни. Хотите с ходу вызвать к героине сострадание? Пусть проснется с бодуна. Хотите нагнать таинственности? Опишите ее сон (на выбор: эротичный или кошмар с погоней). Хотите сразу перейти к действию? Пусть обнаружит в своей постели незнакомца (это очень оригинальный ход). Для любителей острых ощущений имеются в ассортименте варианты: героиня проснулась и не помнит, кто она; героиня проснулась и поняла, что ее похитили; героиня проснулась и не понимает, где находится.

Обозначьте место действия. Если у вас фэнтезийный мир — прекрасно. Если нет, берите Англию или Америку. Вы понятия не имеете, как там живут? Ерунда! Все равно пишите про Джонов, а не про Вась. Факты — ничто, красивости — все! Это гораздо круче, чем Россия. Никому неинтересна серость и обыденность, люди куда охотнее читают про замки, шерифов и колледжи.

Главное в героине, это, конечно же, внешность. Не томите читателя, скорее отправьте ее к зеркалу, пусть хорошенько себя рассмотрит. Ясное дело, можно придумать другой способ описать героиню, но зачем вам лишний раз думать? Ресурсы мозга надо экономить. Итак, основное во внешности вашей героини — это волосы и глаза. Помните, волосы должны быть длинными, очень. Ниже попы, как минимум. И густые-прегустые. Точными и оригинальными будут фразы «ниспадающий водопад волос», «грива» и «тугие локоны». Само собой, их сложно расчесывать. Героиня будет постоянно мучиться, страдать, ходить с гнездом на голове и сильно по этому поводу переживать. Глаза обязаны быть очень выразительными, иначе никак, «цвета горького шоколада», например. Такие глаза, что увидел и ах… В тексте можно сравнивать их с океанами и озерами, это весьма удачный прием. Героиня невероятно красива, но никогда этого не признает. Она считает себя серой мышкой и уверена, что подруга красивее (про подругу читайте ниже).

У героини есть характер, но это не самое важное. Самое важное — она нетакаякаквсе. Это обязательно условие, не смейте его нарушать. В чем героиня не такая, всем безразлично. Можете даже не уточнять. Не такая, и точка. Ее даже зовут по-особенному, как-нибудь невероятно редким именем, что все переспрашивают и удивляются.

Еще одна важная деталь — героиня девственница и гордится этим. Если героине под тридцатник, то гордится этим вдвойне. Никому не дозволяется кидать на героиню похотливые взгляды или прикасаться даже чтобы не дать упасть со скалы. За такое она должна раздавать пощечины и напоминать, что она нетакая.

3. Главный герой

Собственно, кому нужна героиня? Да никому. Она лишь инструмент для созерцания ЕГО. Не затягивайте со сценой знакомства, лучше опишите ее сразу после зеркала, не утомляйте читателя. Герой должен быть красив, как Бог, умен, молчалив, загадочен, влюбиться с первого взгляда, но виду не подать. При описании особенно подойдут «холодные улыбки», «кривые усмешки» и «гадкие ухмылки». Если вы пишете фэнтези — герой обязан обладать суперсилой или быть супер-пупер-существом. Подойдет вампир, эльф, демон или еще кто-нибудь крутой (вампир-эльф, в которого вселился демон). Пишете реализм? Не беда! Сделайте его миллионером. Реакция героини при этом будет равнодушной или даже возмущенной. Это обычная девушка радостно заорет «ура, баблошечка!», но ваша героиня нетакаякаквсе. Не забывайте об этом!

Главное в герое, он нетакойкакимкажется. Он вовсе не гад, а ранимая няшка с богатым внутренним миром. Тайна в прошлом тоже не повредит. Конечно, героине все завидуют, ведь такой мужик у ее ног, ах! А он никуда от нее деться не может, потому что его к ней невообразимо тянет (запоминайте ключевые фразы) и вообще судьба-злодейка поглумилась, а против нее не попрешь.

Читать еще:  Ненавижу жену любовника

Чтобы повыгоднее преподнести достоинства главного героя, нужно создать ему достойную конкуренцию. Соперник тоже неотразим, но все равно уступает герою.

Подруга — ударная сила и жилетка для героини. Она должна быть дико сексуальна и любить шаловливые проделки. Одновременно пытаться образумить героиню и толкать на безумные поступки — логика тут совершенно не важна, главное, чтобы сюжет двигался дальше. О подруге полагается быстро забыть и не вспоминать, пока героине не понадобится выговориться/поплакаться. Когда подруга станет абсолютно бесполезна, ни в коем случае не устраивайте ей счастливую жизнь. Пусть трагично погибнет, спасая героиню. Такие моменты невообразимо трогательны. А если вы не хотите, чтобы ее жалели, то пусть уведет у героини парня. Это весьма драматичный ход. Кстати, можно завести героине обаятельного друга. Так, без особой цели, чтобы герой потом ревновал.

Злодей должен быть до такой степени злым, чтобы никто не усомнился в его порочности. Он питается кровью невинных младенцев, убивает верных подданных за мелкие повинности и украшает свою берлогу черепами и гирляндами из кишок. Героине тоже может нехило от него влететь, не ограничивайте свою фантазию. Помните — героиня неубиваема, а злодей злой.

Четко делите персонажей на плохих и хороших, иначе запутаетесь. Черно-белый мир — самый выгодный. Впрочем, что бы ни натворил главный герой, его репутация пострадать не должна. Без раздумий списывайте все на трудное детство/трагедию в прошлом/страшную мстю. Любой вариант подойдет, лишь бы героиню устроил. А ее он должен устроить! У настоящей любви нет преград.

Обязательно введите героя, который все объясняет. Появляется и рассказывает читателям устройство мира/прошлое героев/события за кадром. Над его характером можете даже не думать, у него совсем другая роль — выдавать всю информацию в лоб. Намеки и недосказанность раздражают читателя.

И не вздумайте заморачиваться. Пишите прямо, не увиливая. Героиня была недовольна, а не «поджимала губы и молча поглощала конфеты». Не заставляйте читателя напрягаться, присматриваться к деталям или задумываться. Ему это опасно, а то сообразит, что читает. Относительно эмоций, на помощь всегда готов прийти набор стандартных выражений — «сердце ухнуло», «в животе порхали бабочки», «мир раскололся на сотни осколков». По крайней мере, ни у кого не останется сомнений, что именно вы имели в виду.

Реакции героев друг на друга могут быть разнообразными, но с налетом романтики. Она будет краснеть, кусать губу, мямлить и иногда дерзить, встряхивая гривой волос, чтобы он, гад красивенный, не зазнавался. Он будет впадать в экстаз от вида голой пятки возлюбленной, троллить бедняжку остроумными фразами, приводя в бешенство, и ревновать, взмахивая неестественно длинными ресницами.

Главное ваше оружие — взгляды. Можно смотреть, глядеть, коситься, рассматривать, впериться, уставиться, пялиться… Вариантов масса! «Бездонные очи», «вселенская грусть в глазах», все к вашим услугам.

Еще желательно сопровождать диалоги активными действиями, они дают картинку. Пусть героиня то и дело облокачивается, жует, часто моргает, вскидывает брови и теребит выбившуюся прядь волос. Без действия стоят только статуи!

Прилагательные и наречия — наше все. Помните, нельзя оставлять существительные без прилагательных, а глаголы без наречий. Им будет грустно и одиноко. Не допускайте этого. Также не обделяйте вниманием обороты и слово «который», они делают ваши предложения длиннее и выразительнее. Отдельно возлюбите причастия и особенно «вши», если ваш «уставший побледневший герой» замирает, «вцепившись в героиню заиндевевшими пальцами, и глядя в ее темнеющие глаза» — это бесценно для чтения вслух.

Уменьшительно-ласкательные прозвища помогут создать нежные образы героев, и подчеркнут глубину их чувств. Используйте как можно больше общих слов, конкретику требуют лишь читатели без фантазии. Героиня одевается шикарно, ест вкусную еду и выглядит красиво, детали никому не нужны. Их придумали, чтобы объем раздувать, а у вас с объемом никаких проблем нет, и даже пару книг продолжения на уме.

Грамотность — прерогатива корректоров, а вы — писатель, не отвлекайтесь на такие мелочи, как орфография и пунктуация. Стилистика? Это для зануд. У вас есть ворд, он все стерпит.

Основное положение сюжета — героиня всем позарез нужна. Ну или что-то нужно от героини. Жизненно необходимо. Поэтому все за ней бегают, добиваются, строят козни или похищают, зависит от выбранного вами жанра. Стоит продумать этот момент получше, иначе есть шанс остаться без сюжета. Это не слишком страшно, но нежелательно. Героине полагается выходить из всех передряг с двумя вариантами последствий «хоть бы хны»/полный трындец. В последнем случае не забудьте подробно описать боль, жалостливые читатели проникнутся. И вообще помните, что истории о трехногих собачках самые проникновенные, и грех не воспользоваться такими действенными приемами как сиротство и обмороки. Впрочем, как бы не досталось героине в книге, уже через пару минут она будет счастливо скакать дальше, а не лежать в реанимации. Книгу-то надо писать, а правдоподобность — не для романтичных историй. Поэтому даже в реализме без зазрения совести используйте такие приемы как мега развитая интуиция и вещие сны, это прекрасно оправдает находчивость героини. Она должна заблаговременно знать о маньяке в кондитерской и захватить с собой вилку.

Обрушьте на читателя лавину страсти, романтичные сцены вставляйте не реже, чем через страницу. Герой внушает уверенность и демонстрирует заботу фразами: «и как я раньше жил без тебя?», «ты такая красивая» и «тебе холодно/страшно/одиноко?». Героиня должна много думать, но не о бедах насущных, а об отношениях с героем. Сомневаться, метаться и находить проблемы, которых нет. Она же девушка, а девушка не обязана знать, чего хочет. Почаще напоминайте читателю, что любовь очень сильная, добавляйте побольше нежных прикосновений, сладких поцелуев, екающих сердец и содроганий по поводу и без. Даже в момент опасности героиня будет думать вовсе не о том, как спасти свою задницу, а о том, как хорош герой в профиль на фоне мерцающих звезд.

Юмор — это модно, смешно и популярно. Даже если вы не умеете шутить, не переживайте. Мало кто умеет. Это не повод понижать себе рейтинг. Пусть юмор будет плоским, сортирным или на уровне озабоченных школьников — не суть. Главное, чтобы он был. Побольше старых добрых офисных шуточек, канцелярита, слэнга и двусмысленных выражений в кавычках. Это как бы намекает, что книга несерьезная. А если несерьезная, значит, смешная!

Поскольку текст не ситком, и смех за кадром не вставить, на помощь вам придет слово «ржать». Да-да. Если после реплики героя все дружно заржут, читатель поймет — это была шутка. Еще будет забавно сделать какого-нибудь героя неуклюжим, чтобы спотыкался, падал и ронял разные предметы. Это мило! В нужный момент он может задевать замаскированные рычаги потайных ходов или проливать отравленное вино. Это убережет его и героиню от коварных ловушек злодея, а роману добавит очарования.

Героиня начинает попадать в передряги чаще, и сами передряги становятся о-го-го. Пару раз ее спасает герой, пару раз собственная находчивость, но главные ваши помощники — рояли. Расставляйте их в каждых кустах и не стесняйтесь выкатывать. Ерунда, что все выглядит так, словно на сцену школьного театра заехала платформа с бразильского карнавала.

Вы сочиняете художественное произведение, а оно всяко вымысел. Героине не запрещается прыгать со скалы на пальму, мгновенно обучаться верховой езде и сражать окружающих знаниями (знания черпайте из википедии, там много их есть). Она вполне может разбираться лучше в том, что другие персонажи изучают всю жизнь, и даже указывать им, что делать. Будь то ядерная физика или магия, у героини непременно получатся самые сложные вещи. Неудачи — это не про нее. Читатель не любит неудачниц! Вашей героине не повредит узнать, что она богатая наследница, принцесса, богиня. Это разом объяснит превращение из серой мышки в пробивную девушку «щас-как-дам-с-ноги».

О нем тоже стоит вспомнить. Половину текста должны занимать диалоги. Ну и что, что вы пишете не пьесу, ваши герои — общительные люди. И зачем показывать действия, если о них можно рассказать? Пересказ — тоже метод, что бы там не утверждали другие. Зато не нужно вдаваться в подробности, читателю они ни к чему.

Описания — удел эстетов, но если вы их все-таки добавляете, делайте красивыми. Пусть солнце величественно уходит за горизонт, озаряя теплыми лучами восхищенное лицо героини. Кстати, любоваться природой — лучшее, чем можно заняться в тот момент, когда ей грозит опасность (если рядом, конечно, нет героя). Вися над пропастью, не лишним будет отметить, что небо лазурное, а соловей прекрасно поет.

Да и вообще чувство стиля должно проявляться в другом. Что бы ни случилось с героиней, она обязана выглядеть неотразимо. На поле боя вам на помощь придут латная юбка и бронелифчик, в мирное время не ленитесь перечислять бренды и цены. Покажите всем, что у героини есть вкус и деньги.

Совершенно лишняя вещь, о ней, пожалуй, и упоминать-то не стоило. Раз героиня нетакаякаквсе, у нее и логика особенная. Любой персонаж в праве пересмотреть свои принципы, которым следовал всю книгу. Просто потому что обстоятельства так сложились. Жестокий Властелин Мира может вдруг очароваться героиней и начать искать взаимности. Забудет об уме и расчетливости, расскажет о своих планах и отпустит под честное слово. Конечно, а как же иначе его победить? Сюжет все оправдывает, тут нет никакой ошибки. Особенно поощряются резкие изменения характера главного героя. В начале книги он был брутальным демоном/миллионером, а к концу обязан валяться в ногах у героини и ее боготворить. Иначе настоящих чувств читатель не увидит.

Героиня должна всех победить и слиться с героем в эйфории страсти. Обязательно опишите подробно ее свадебное платье. Герою, даже если он супер мачо и бабник, полагается сохранить девственность возлюбленной до первой брачной ночи. Просто потому что он очень приличный парень, хоть и развратный негодяй. Описывая постельную сцену, не стесняйтесь в выражениях. Читатели ждали ее всю книгу! Не жадничайте. Помните, несмотря на отсутствие опыта, главная героиня не может быть бесчувственным бревном. Она — богиня секса, львица, которая даст фору любой гейше.

Поскольку книгу вы писали про любовь, то любовную линию и надо довести до конца. Про остальные можно смело забыть. Пусть вас не смущает куча пропавших персонажей, невыстреливших ружей, оборванных сюжетных линий. Ваше дело заинтриговать, а не давать ответы. Всегда можно сослаться на следующую книгу. Самый удачный финал — тот, который подразумевает продолжение!

Все поняли? Вперед! Читатели изнывают в ожидании вашего вклада в мировую копилку любовных романов. Если же вам удалось создать похожий шедевр самостоятельно, примите мои поздравления. Коллективный разум добрался и до вас!

Творите, и будет вам счастье!

ЗЫ: все совпадения с реальными произведениями случайны.

Как написать любовный роман

Чем отличается любовный роман от всех прочих? В любовном романе основой сюжета является страсть главных героев друг к другу. Отсеки ее, и от книги ничего не останется.

Цель любовного романа — создание у читателей прекрасной иллюзии: они любят и любимы.

Несколько лет назад организация Американские авторы любовных романов (Romance Writers of America) провела интересное исследование. Оказалось, что романы про любовь составляют около трети всех художественных книг. В 2005 году 64,6 миллиона американцев прочитали хотя бы один дамский роман. Поклонниками этого жанра являются люди от 15 до 75 лет, причем половина из них входит в возрастную группу от 25 до 54 лет. Удивительно, но факт: мужчины составляют 22 % читателей дамских романов. Многие из них подписываются на получение книг по почте, но оформляют все на имя жены — чтобы не позориться.

Любовные романы, как правило, публикуются в сериях с общим оформлением. Некоторые издатели верстают всю серию так, чтобы в каждой книге было одинаковое количество страниц — это сокращает расходы на печать, упаковку и доставку. В серию подбираются книги с каким-либо объединяющим признаком: это может быть мистика, эротика, офисный роман, детектив и т.п. Но главной сюжетной линией остается любовь.

Поджанры любовного романа

Чик-лит (от английского Chick-Lit — литература для цыпочек). Поджанр возник благодаря многочисленным телесериалам, рассказывающим о молодых девицах, думающих больше о карьере, чем о замужестве. Героиням около 20, они работают на низкооплачиваемой работе и мечтают о звездном будущем. И тут появляется ОН — накаченный, умный и богатый. При этом Героиня — отнюдь не тургеневская девушка. Она может курить, материться и даже иметь не одну, а две-три любви всей жизни. Стиль изложения, как правило, ироничный. Повествование часто ведется от первого лица.

Читать еще:  Расстались с любовником по его инициативе

На Западе выделяют еще и хен-лит, то есть литературу для дам более старшего возраста. Стиль изложения аналогичен чик-литу. Отличие заключается в том, что героине хен-лита за тридцать, у нее все в порядке с деньгами и общественным положением, она замужем, но не за тем, кем надо, или только что развелась. Еще одно ответвление — мам-лит или мамская литература. Все то же самое, но главная героиня имеет детей и они существенно влияют на развитие сюжета.

Женская проза. Героиня менее эмансипирована и самоуверена, не курит, не пьет и вообще ведет себя примерной барышней. Принадлежит к среднему классу. Цель та же — найти мужчину мечты.

Гламур. Рассказ о сердечных драмах богатых и знаменитых. Они тоже ищут Принца, но обязательно с полцарством впридачу.

Эротика. По ходу дела Героиня с Принцем часто и долго занимаются сексом. Все это описано в красочных деталях.

Исторический роман. Поиск Принца осуществляется на фоне замков и пышных кринолинов. Историей считается все, что было до 1950-х гг. Более поздний период в глазах читателей выглядит не так романтично. Героиня и Принц идут впереди своего времени и отличаются широтой кругозора и свободой от предрассудков.

Фантастика/фэнтези. Поиски Принца заводят Героиню в будущее или в тридевятое королевство. Препоны любви чинят галактические пираты или Властелин Черного Утюга.

Мистика. Любовная история развивается при участии потусторонних сил, как то — ведьмы, оборотни, вампиры, джинны, ангелы и прочие паранормальные существа.

Триллер. Героям угрожает страшная опасность, они льнут друг к другу, и в результате получается любовь.

Детектив. Обычно в этих романах есть третий лишний — покойник. Героиня и/или Принц расследуют случившееся и параллельно любят друг друга.

Сага. Рассказывает о жизни женщины — от детства до пенсии. Соответственно любовь к Принцу проносится через года.

Подростковая литература. Ориентирована на девочек 12-17 лет. Посвящается первой любви.

План любовного романа

Типичный план любовного романа выглядит так:

1. Герой и героиня влюбляются.

2. Возникает проблема, которая мешает им соединить сердца.

3. Чувства углубляются. Герои понимают, что это Любовь Всей Жизни.

4. Проблема решается, и герои обмениваются поцелуями, признаниями в любви, обручальными кольцами, эротичными намеками и т.п.

Герои любовного романа должны быть симпатичными. Во время чтения качественного произведения читательницы легко ассоциируют себя с Героиней и легко влюбляются в Принца. Поэтому мелочная стерва и престарелый уголовник со вшами в бороде сразу отпадают. Но и работать по шаблону «он был красив, как бог, и умен, как змей» — тоже не годится. Герой должен иметь яркую индивидуальность — то есть выделяться из толпы книжных мачо.

Начинающие авторы часто описывают своих героинь как 20-летних красоток с небывалым IQ и директорским креслом под прелестным задом. К сожалению, так не бывает. Девушки с модельной внешностью работают моделями, а не президентами международных компаний. И причина тут не в том, что красота не совмещается с умом, а в том, что успешный руководитель должен иметь опыт, связи и знания, которые не получишь в общеобразовательной школе. Так что либо накидывайте своей красавице 10-15 лет, либо понижайте в должности: пусть работает секретарем или помощником бухгалтера.

Другая крайность — делать героиню слишком уж непробиваемой. Ни одна модель не начнет спокойно собирать улики, наткнувшись на труп под кроватью. А если начнет, то этой девушке требуется не жених, а неотложка. Неправдоподобно смотрятся и барышни, которые верят любому вранью, любят идиотов и нарочно подвергают себя смертельной опасности.

То же самое касается Принцев. Если ваш мачо богат, умен и прекрасен, вряд ли он все эти годы страдал от одиночества и ждал настоящей любви. Умные не ждут и не страдают: они делом занимаются. Особенно, если средства позволяют.

На протяжении романа героям предстоит столкнуться как минимум с двумя проблемами: первая проблема приводит к знакомству героев, вторая — препятствует их любви.

Должны быть какие-то обстоятельства, которые заставят героев продолжать общение: совместная работа, природный катаклизм, война, общее жилье и т.п.

Если герои поначалу ненавидят друг друга, это не должна быть беспричинная ненависть. То же самое касается любви. Покажите, что именно притягивает Принца к Героине, а Героиню — к Принцу.

Сексуальное влечение и страсть с первого взгляда — это не любовь. Если мы говорим о подлинных чувствах, то нам необходимо прописать, как герои общаются между собой, за что они уважают друг друга и что именно возбуждает их страсть.

В жанровом любовном романе все должно быть просто и узнаваемо. По этой причине следует тщательно выбирать место и время действия. Хорошо продаются романы, аппелирующие к знакомой культуре, историческим событиям и географическим регионам. Например, любовный роман из жизни дикого племени с берегов Лимпопо — это почти гарантированный провал. Россия, Европа и Северная Америка — это удачное место действия; при этом лучше, если хотя бы один из героев будет россиянином. Экзотические страны сойдут, но герои опять-таки должны иметь связь с Россией.

Если же автор хочет поведать о любви афганской девушки к одноногому калеке, ему придется писать не дамский роман, а мейнстрим — то есть брать не столько сюжетом, сколько красотой слога и умными мыслями (как это сделал Халед Хоссейни, автор одного из крупнейших бестселлеров последнего времени — «Тысяча сияющих солнц»).

Написание книги на стыке мейнстрима и розового жанра, как правило, не оправдывает себя: трудозатраты велики, а отдача нулевая. Эстеты будут воротить нос — слишком пошло, а неэстеты все равно не оценят усилий автора. Так что важно с самого начала определиться — для кого вы пишете и хватит ли у вас квалификации, чтобы осуществить задуманное.

Какие подвохи ожидают автора любовного романа

Если вы претендуете на место в любовной серии, не начинайте рассказ с детства героини, с описания исторических событий, параллельных миров, прекрасной местности и т.п. Вы продаете историю любви — значит, начинайте с обещания интересной истории любви. К детству и мирам можно будет вернуться потом — в порядке флэш-бэка. Отличное начало — это действие, которое показывает героиню во всей красе: что это за женщина, чем именно она интересна и т.п.

Не используйте типичные для любовных романов штампы:

• Машина Пети врезалась в машину Маши; герои ругаются, а потом начинают любить друг друга.

• Петя подхватил Машу на руки и понес вверх по лестнице — заниматься любовью, естественно.

• Маша упала с третьего этажа (с лестницы, с дерева и т.п.), а Петя поймал ее.

• Петя пострадал от бандитской пули (когтей пумы, еврейского погрома и т.п.), а Маша вылечила его от ран.

• Маша вышла из ванной, завернутая в полотенце, и столкнулась с Петей.

• Петя подсмотрел, как Маша купается.

• Машу насильно выдали замуж за Петю, а потом оказалось, что Петя — мечта всей ее жизни.

• У Маши сломался каблук, и Петя понес ее на руках в светлое будущее.

• Первый поцелуй Маши и Пети происходит на фоне фейерверка.

• Герои целуются — публика аплодирует.

Если у Принца есть Другая, не делайте ее полной идиоткой или мерзавкой. Это бросает тень на умственные способности героя. Ведь он связался с ней по какой-то причине, правда? То же самое касается бывшего жениха (мужа, любовника) Героини.

Проверяйте, есть ли в вашем романе конфликт. Причина, по которой герои не могут соединить сердца, не должна сводиться к спорам или к тому, что их объяснения все время прерываются: то любопытной соседкой, то вредной кошкой.

Любовный роман должен быть страстным. Это не означает, что героям надо устраивать сексуальные оргии на каждой странице. Страсть — это эмоциональное напряжение, и ключ к нему — неудовлетворенное желание героев.

Там, на мягком песке, в нескольких шагах от старших, мы валялись все утро в оцепенелом исступлении любовной муки и пользовались всяким благословенным изъяном в ткани времени и пространства, чтобы притронуться друг к дружке: ее рука, сквозь песок, подползала ко мне, придвигалась все ближе, переставляя узкие загорелые пальцы, а затем ее перламутровое колено отправлялось в то же длинное, осторожное путешествие; иногда случайный вал, сооруженный другими детьми помоложе, служил нам прикрытием для беглого соленого поцелуя.

— В. Набоков «Лолита»

Завтра же надо исчезнуть, бежать в Москву, скрыться от всех с этим позорным несчастьем обманутой дачной любви, столь явным даже для прислуги в доме! Но при этой мысли так пронзало воспоминанье о бархатистости ее вишневых губ, что отнимались руки и ноги. Если он сидел на балконе один и она случайно проходила мимо, она с неумеренной простотой говорила ему на ходу что-нибудь особенно незначительное — а где же это тетя? вы ее не видали? — и он спешил ответить ей в тон, готовый зарыдать от боли. Раз, проходя, она увидала у него на коленях Зойку, — какое ей было до этого дело? Но она вдруг бешено сверкнула глазами, крикнула: Не смей, гадкая девчонка, лазить по коленям мужчин! — и его охватил восторг: это ревность, ревность!

— И. Бунин «Зойка и Валерия»

Высший пилотаж — писать о сексе чувственно, но не пошло. Описание эмоций и образов-ключей, которые создают нужную атмосферу, — вот что делает эротическую сцену нежной и изысканной. Поэтому грубейшей ошибкой будет подробное техническое описание самого акта, а также использование медицинской или вульгарной лексики. Наихудший вариант — всевозможные «влажные лагуны» и «пики наслаждений».

Классики описывали сексуальные сцены так:

Поднял вуальку, отклонила головку, поцеловал — еще немного отклонила. Пошел по скользкому шелковому зеленоватому чулку вверх, до застежки на нем, до резинки, отстегнул ее, поцеловал теплое розовое тело начала бедра, потом опять в полуоткрытый ротик — стала чуть-чуть кусать мне губы…

— И. Бунин «Галя Ганская»

Она скатилась на мою сторону, и ее теплые русые кудри пришлись на мою правую ключицу. Я довольно бездарно имитировал пробуждение. Сперва мы лежали тихо. Я тихо гладил ее по волосам, и мы тихо целовались. Меня привело в какое-то блаженное смущение то, что ее поцелуй отличался несколько комическими утонченностями в смысле трепетания пытливого жала, из чего я заключил, что ее натренировала в раннем возрасте какая-нибудь маленькая лесбиянка. Таким изощрениям никакой Чарли не мог ее научить!

Как бы желая посмотреть, насытился ли я и усвоил ли обещанный давеча урок, она слегка откинулась, наблюдая за мной. Щеки у нее разгорелись, пухлая нижняя губа блестела, мой распад был близок. Вдруг, со вспышкой хулиганского веселья (признак нимфетки!), она приложила рот к моему уху — но рассудок мой долго не мог разбить на слова жаркий гул ее шепота, и она его прерывала смехом, и смахивала кудри с лица, и снова пробовала, и удивительное чувство, что живу в фантастическом, только что созданном, сумасшедшем мире, где все дозволено, медленно охватывало меня по мере того, как я начинал догадываться, что именно мне предлагалось.

— В. Набоков «Лолита»

Очень эффектно смотрится описание чувств героев, когда самое главное уже позади.

Я горд и счастлив, как Иродиада. Эта голова поднесена мне. Я благодарю судьбу, станцевавшую для меня танец семи покрывал. Я готов целовать у этой величайшей из босоножек ее грязные пяточки за великолепное и единственное в своем роде подношение.

Сквозь кремовую штору продираются утренние лучи.

Проклятое солнце! Отвратительное солнце! Оно спугнет ее сон. Оно топает по комнате своими медными сапожищами, как ломовой извозчик.

Ольга тяжело поднимает веки, посыпанные усталостью; потягивается; со вздохом поворачивает голову в мою сторону.

— Ужасно, ужасно, ужасно! Все время была уверена, что выхожу замуж по расчету, а получилось, что вышла по любви. Вы, дорогой мой, худы как щепка и в декабре совершенно не будете греть кровать.

Я собираюсь роман написать.

11 августа 2002

Читать еще:  Любовницы известных людей

Грибоедов тянул лямку на дипломатической службе, Чехов основной хлеб добывал врачеванием, Достоевский — карточной игрой, Тургенев был помещиком, а Толстой — графом, со всеми вытекающими отсюда выгодами. Зато Пушкин был первым русским писателем, который сделал литературное творчество не просто развлечением для гибкого дворянского ума, но и способом добычи денег. Помешало ли это ему стать классиком? Нет! И тебе не помешает. Но учти, одного таланта здесь недостаточно. Для того чтобы твое произведение дошло до читателя, необходимо потратить очень много сил и времени.

С чего начать?

ЕСТЕСТВЕННО, с идеи, если она есть. Но все-таки не стоит предлагать издателю некие абстрактные идеи и главы из будущего шедевра. В издательство необходимо приходить уже с готовым материалом.

В «ЭКСМО», например, текст принято сдавать в печатном виде плюс дискета. Вообще многое зависит от личных предпочтений издателя. Одним удобнее читать с листа и попутно делать заметки, а дискеты у них постоянно теряются. Другие, наоборот, предпочитают читать с экрана, а печатные страницы у них лежат тяжкой стопкой, которую неохота разбирать. Можно отправить рукопись по факсу или электронной почте. Но в этом случае велика вероятность, что она так и не дойдет до издателя. Поэтому желательно не стесняться и настоять на личной встрече.

Лучше сразу приносить не одну рукопись, а серию с одним ключевым сюжетом и общими главными героями. Читатель любит сериалы. Издатель соответственно тоже.

Некоторые издательства предпочитают работать с постоянными авторами и не хотят тратить свое время на изучение «новеньких». Но издательский процесс, как и любой другой, требует нового подхода, новых идей, новых жанров и новых имен. Поэтому обязательно найдется издательство, которое захочет сотрудничать с новичком.

Куда идти?

РАЗУМЕЕТСЯ, если у тебя с издателем имеются личные связи, то все решится само собой. В противном случае имеет смысл обратиться сразу в несколько различных издательств. В одной Москве их сейчас насчитывается более 2 тысяч.

Конечно, в идеале лучше всего сразу пробиться к «главному». Но это практически нереально, если, конечно, ему вдруг не захочется завязать с тобой личное знакомство. Скорее всего, с творчеством «человека с улицы» вообще-то сам издатель даже знакомиться не станет. Во всяком случае, таковы правила в издательстве «ЭКСМО». Для этого существуют другие люди и особые правила общения с ними.

Твою рукопись отдадут рецензентам. Именно от них и будет зависеть твой успех или провал. Кстати, ознакомиться с мнением рецензента тебе нигде не дадут. И если он вдруг решит, что тебя публиковать нельзя, то первопричину такого решения будет узнать достаточно сложно. Ты даже не сможешь проверить, читал ли он твое произведение. По идее, должен читать все. Потому что в дальнейшем ему необходимо написать отзыв о твоем творении. Но отзыв может свестись к общим словам типа «вторично», «не раскрыто», «не динамично».

Если рукопись понравится, то тебя обязательно найдут (естественно, необходимо оставить все свои контактные телефоны). Но лучше все-таки спустя некоторое время опять напомнить о себе.

Здесь главное — знать меру. Если ты будешь чересчур активно надоедать рецензенту, то велика вероятность, что он из принципа отложит твой роман в самый дальний ящик или прочтет по диагонали и раскритикует. А если будешь тихо ждать ответа, то о тебе могут вообще забыть. Поэтому приблизительно через месяц обязательно позвони и уточни судьбу своей рукописи.

Это сладкое слово «КОНТРАКТ»

ЕСЛИ рецензент дал положительный отзыв и твоя рукопись принята, то необходимо юридически правильно оформить все документы. Твое сотрудничество с издательством начинается с контракта, который регламентирует ваши отношения.

Сдать рукопись сразу в несколько издательств ты можешь, но заключать контракт на одно и то же произведение можно только с одним. Поэтому выбирай наиболее выгодные условия.

Если при заключении контракта возникают сомнения, то желательно проконсультироваться с юристами в области авторских прав — тогда тебя будет трудно надуть. Тебе могут предложить договор на одно издание, на все переиздания, на несколько последующих произведений и. т. д. (с вариантами можно ознакомиться в Интернете). Там же, в Интернете, можно найти себе литературного агента, который и будет утрясать все юридические вопросы, пока ты занимаешься высоким искусством.

При подписании долгосрочных контрактов стоит обратить внимание на темпы своей деятельности. Скажем, «ЭКСМО» ставит авторов в очень жесткие рамки, назначая им сроки сдачи следующей рукописи. Все авторы пишут с разной скоростью. Тем, кто живет на гонорары, удается создавать шедевры каждый месяц (это приблизительно 360 — 420 страниц в месяц). А ты потянешь?

Если после всего выше прочитанного карьера писателя все еще привлекает тебя, то начинай действовать.

Жанровый вопрос

Детектив — самый продаваемый и самый доходный жанр. Если ты умеешь писать детективы, то с голоду не помрешь. Если, конечно, пробьешься сквозь мощный заслон конкурентов! Ибо детективы сейчас пишут все: бывшие милиционеры (например, Маринина) — и с ними конкурировать труднее всего, кандидаты филологических или исторических наук, воспитатели детских садов, продавцы колготок и просто домохозяйки, насмотревшиеся соответствующих фильмов по телевизору.

Поэтому когда ты принесешь издателю детектив, то рукопись ляжет в самую толстую стопку и будет очень долго ждать своей очереди. А рецензенты, ошалевшие уже от обилия трупов и бандитских кличек, возможно, просмотрят твою нетленку лишь по диагонали и не обнаружат в ней ничего нового (и, что обидно, скорее всего, они правы).

Фантастика в ее научно-классическом виде для нынешней девушки столь же недоступна, как в свое время был недоступен детектив для Александры Марининой. Это традиционно мужская вотчина. Здесь творят бывшие инженеры, физики-ядерщики и прочие научные люди из закрытых некогда п/я. Читатели, кстати, в большинстве своем тоже мужчины: потому что современная фантастика (в отличие от Брэдбери, Азимова или даже Беляева) — это крутой экшн, боевик. Так что, попытавшись внедриться в этот мужской клуб, прикройся мужским псевдонимом или прояви такую же настойчивость и усердие, как славная ныне Александра Маринина. В конце концов, детектив раньше тоже был чисто мужским жанром. Ну и где теперь «сильный пол»?

Игра стоит свеч: фантастика востребована и хорошо оплачивается, а такого завала сочинителей, как в детективном жанре, здесь пока не наблюдается. Так что у тебя все шансы пробиться к славе!

Психология — типа «Как перевоспитать мужа», «32 способа соблазнить соседа», «180 причин депрессии и 200 способов борьбы с ней» — пожалуй, самое доходное из литературных предприятий (не считая, правда, детективов). Единственный минус: дотошный издатель, скорее всего, потребует с тебя свидетельство о соответствующем образовании или, чего доброго, отдаст рукопись на рецензию профессиональному психологу. Так что, чтобы пробиться в этом жанре, надо быть образованной и остроумной одновременно.

Любовный роман — самая распространенная ловушка для пишущих барышень. Им кажется, что нет ничего проще, чем сочинить сюжет про любовь. А книжка в результате не продается или даже вовсе не издается. Ну не растут цветы на нашем асфальте. Сопливо-сахарные истории со страдающими красавицами и влюбленными рыцарями лучше помещать либо в иные эпохи (см. «исторический роман»), либо в иные страны. Берясь описывать драму мятущейся женской души, учти некоторые необходимые для раскрутки (хотя, возможно, и неприятные тебе лично) детали:

а) возьми себе какой-нибудь европеизированный (а еще лучше — американизированный) псевдоним — типа Мэри Буч или София Богарне;

б) подробнее останавливайся на портретных характеристиках и постельных сценах;

в) не переписывай истории про Золушку (их достаточно в мексиканских сериалах) — читающая публика в последнее время предпочитает верить, что бизнес-леди тоже любят.

Исторический роман — хотя бы на уровне Валентина Пикуля или Марии Семеновой — это редкость. Потому что специалистов по истории либо очень мало осталось, либо они не желают размениваться на беллетристику. Так что, если ты хорошо училась в школе и что-то помнишь, — можешь садиться и писать: конкурентов будет немного.

Однако учти, что и тиражи, вероятно, будут невысоки, и гонорары не сытны: современному читателю хочется чего-нибудь попроще и повеселее, чем историческая дидактика. Гораздо больше шансов на славу и финансовый успех дает смешение исторического романа с каким-нибудь другим жанром.

Акунин, например, сделал великолепный ход конем, изобретя жанр «исторического детектива», — и пока что он в этой сфере монополист. Так что можешь попробовать — места есть.

В издательстве «ЭКСМО», скажем, наибольшим спросом пользуется любовно-авантюрный или приключенческий роман, положенный на историческую основу. Чтобы понять, что это такое, почитайте Дюма. Или — из современных — Е. Арсеньеву, И. Мельникову, Л. Шкатулу. Кстати, жанр хорош тем, что досконального знания исторической правды ни от автора, ни от читателя не требуется, — главное, чтобы сюжет был лихо закручен: пираты, благородные разбойники, беглые рекруты, расстриженные монахини и обнищавшие князья сами по себе достаточно «историчны» и романтичны. Однако вольного обращения с особами императорских фамилий (включая великих княжон), всемирно известными учеными и полководцами лучше не допускать: слишком легко будет поймать тебя на дилетантизме. Неудобно получится.

Фэнтези — еще более прибыльный (потому что востребован в равной степени и мужчинами, и женщинами, и — что особенно выгодно — подростками) жанр. К тому же отечественных пахарей на этой ниве — раз-два и обчелся. Ну, может, три-четыре: Ник Перумов, Вера Камша, Елена Долгова, Михаил Успенский. Издательства только и ждут, чтобы кто-нибудь начитанный и остроумный пополнил эти ряды.

При всем при том фэнтези — западный жанр. Начавшись с Толкиена, он так и кочует где-то в районе англосаксонских и скандинавских мифов. Желязны однажды попробовал перенести его на эллинистическую почву, а Михаил Успенский — единственный пока, кто работает в жанре «русского фэнтези». Так что если ты решишь проявить патриотизм и вместо троллей и хоббитов ввести в действие шишимор и щуров, то конкуренции практически не будет. Хотя, возможно, тебе придется настойчиво убеждать издателя, что «русское фэнтези» как жанр имеет право на существование. И желательно изучить хотя бы библиотечку русского фольклора, чтобы не путаться в персоналиях.

Мистика — жанр легкий и благодарный. Непонятно почему, но народ любит ужастики. Врать можно от души — никто не уличит в необразованности. Можешь фиксировать на бумаге свои ночные кошмары, а можешь трансформировать в яркие образы весь негатив рабочего дня. В общем, создавать мистику так же легко, как любовный роман. И то же требование: не стоит помещать своих монстров в постсоветское пространство, зато хорошо бы выбрать себе короткий американистый псевдоним.

Просто даже странно, почему в этом жанре так не хватает авторов. Сама понимаешь: более благоприятных условий для раскрутки у тебя не будет.

Поэзия. Нет, народ любит стихи. Хотя предпочитает проверенную временем классику — Пушкина там или Блока. На худой конец — Пастернака или Высоцкого. Если твое творчество очень вдохновит издателя, то со временем ты, может, и пробьешься к славе. Но к богатству — никогда! Суди сама: средний тираж стихотворных сборников — 5 тысяч экземпляров, тогда как средний тираж детектива в мягкой обложке — 25 тысяч. Поняла?

А вообще, как говорил светлой памяти граф Лев Николаевич: «Можешь не писать — не пиши». А то, что у тебя написалось, потому что ты иначе не могла, — несомненно, окажется гениальным. И без разницы, в каком жанре. Ты получала удовольствие от самого творческого процесса, ты наверняка довольна результатом. И лишь на всякий случай, хохмы ради, попробуй забросить ЭТО в издательство (а лучше — сразу в несколько): вдруг как раз твоих свежих идей им и не хватало?

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию